Tweeter button Facebook button Youtube button

Нельзя не вспомнить…

13 августа 2020
Автор
print

Друзья, когда мы, военные авиаторы, офицеры, поздравляем друг друга с авиационными праздниками, радуемся успехам друг друга, рады, что не забыты, пьем «третий тост» за ушедших… Мы их знали в лицо, знали об их подвигах… Давайте не забывать и рассказывать на нашем сайте и о мужестве авиаторов ДОСААФ, подвиги которых мало отличаются от боевых, но мы о них знаем меньше.

С 12 августа, со Дня ВВС, наступила авиационная неделя. Небольшая группа лётно-технического состава бывшего ЦАК СССР приехала на бывшую базу ЦАК СССР им. Чкалова – аэродром «БОРКИ», чтобы почтить память погибших здесь товарищей из Сборной СССР. Поправить памятные знаки. Тем более, что один из них Абсолютный чемпион мира и Европы Виктор Самуилович Лецко погиб как раз в эти дни — 13 августа 1978 года.

Бывшая База встретила нас полным запустением и разрухой. Остатки жилого фонда поросли кустарником. Не в лучшем состоянии оказались стоянки, рулёжки и сама ВПП. Впрочем, всё соответствовало той участи, которой подверглась почти вся инфраструктура ВВС и ДОСААФ конца прошлого столетия. Тут больше и сказать нечего. О причинах как–нибудь позже, а сегодня у нас другая задача.

Чепус Г.В. Шляхтин В.Г. Воронин А.Е.

Место падения самолёта Артишкявичюса нашли быстро.

Артишкявичюс Стяпонас Зигфридович (1952-1981)

Родился 6 апреля 1952 г. в деревне Аукштигаляй Йонавского района Литовской ССР.

В 1971 г. окончил среднюю школу и начал заниматься в Каунасском АТСК. Лётному мастерству его обучал замечательный инструктор Р. Пивницкас. В 1972 г. вылетел самостоятельно на самолете Як-18А. В 1972-1974 г. служил в рядах Советской Армии. После армии работал в клубе водителем, отлично летал, участвовал в соревнованиях по самолётному спорту. В 1976 г. был переведен на должность летчика-инструктора.
С 1977 г. — член сборной команды СССР по высшему пилотажу. Между тренировками в сборной команде делился лётным опытом с лётчиками местного аэроклуба, летал на планерах, прыгал с парашютом, летал летчиком-буксировщиком. Поступил в Каунасский политехнический институт, заочно учился в Академии гражданской авиации.
Чемпион СССР по высшему пилотажу 1978 г., абсолютный чемпион СССР по высшему пилотажу 1979 г., победитель кубка С.Дарюса и С.Гирэнаса 1979 и 1980 г. (этот кубок разыгрывался как открытый чемпионат Литвы), чемпион Международных соревнований команд социалистических стран по высшему пилотажу 1980 г., призер Балканиады по высшему пилотажу 1980 г.
6 августа 1981 г. погиб в авиационной катастрофе самолета Як-50 на тренировочном сборе сборной команды СССР при подготовке к чемпионату Европы по высшему пилотажу.

Анкетные данные чемпионов взяты на Доске Почета Федерации самолетного спорта.

В лесу памятный знак Артишкявичюса С. З. В траве был знак Лецко В.С.

А памятную каменную доску с табличкой из нержавейки Виктора Самуиловича Лецко не нашли, хотя искали с металлоискателем и точно знали, где искать.

Владимир Шляхтин в тот день прибежал сюда одним из первых

Мистика!!! На предполагаемом месте плиты Виктора Лецко зрела крупная клюква. Единственное красное пятно на всей зоне поиска… Как будто сама природа подсказывает, где искать.

Земля здесь мокрая, болотистая, мягкая. Проколы ничего не дали, а детектор «пищит».

Как назло припустил ливень. Пришлось на время оставить поиск.

Крайний разбег по заросшей полосе… от дождя…

В 1978 году лётчики–спортсмены ЦАК СССР им. Чкалова на лето перемещались с «придворного» аэродрома «ТУШИНО» на аэродром «БОРКИ», на Волгу. Дело в том, что в Тушинская ВПП была в пределах города с одной единственной зоной — работа над «точкой». В «Борках же, кроме «точки» были 3 зоны, считай над Волгой. В это время там оттачивала своё мастерство перед Чемпионатом Мира Сборная СССР по высшему пилотажу. Как мы радовались возможности ежедневно наблюдать за пилотажем корифеев мирового авиационного спорта, летать в одном небе с ними, учиться у них и во всем подражать. Абсолютный чемпион мира Виктор Лецко был всеобщим любимцем. То, что он вытворял в воздухе на ЯК 50, думаю, не скоро кто-то повторит.
Тот день – 13 августа — не предвещал никакой беды. Полёты Сборной и наши были регламентированы по времени и, хоть время было не наше, мы всё равно сидели в квадрате возле РП и наблюдали полёты «сборников». И вот взлетел Виктор! (Ну почему??? В авиации же нет 13-го числа…) Он быстро занял место над «точкой». Каждый элемент его комплекса отличался филигранной чистотой и завершённостью. Кажущаяся лёгкость, с которой Як метался по «кубу» была обманчива, только специалист мог понимать, что эта лёгкость стоит лётчику. Нужно менять шаг винта, предельно соразмерно давать и удерживать РУС, точно и строго работать педалями, выходить из фигуры и вводить самолёт в новую по мгновенному взгляду на ориентир.
Каскад головокружительных элементов следовал один за одним, Любимые штопорные бочки на нисходящей вертикали Виктор заканчивал переводом Яка в перевёрнутый полёт и по восходящей вертикали… В верхней точке, полностью потеряв скорость зависает и отвесно падает хвостом вперёд. После «колокола» «абракадабра» — полный хаос в воздухе…
В квадрате громко восхищались увиденным, много шутили и, вдруг, все вскочили с мест, и гримаса ужаса повила на всех лицах… Меня в это время что-то отвлекло и я сначала услышал два глухих стука. Когда поднял глаза в небо, страшно испугался того что увидел и что видели все: самолет с одним крылом, вращаясь, терял высоту, второе крыло падало отдельно. Все кричали: «Прыгай, прыгай!..» Надеялись до последнего. Но летчик не покинул самолёт… Все рванули на другую сторону ВПП, но я от оцепенения не мог сдвинуться с места. Место падения оцепили, вскоре приехала оперативная группа милиции, зачем-то с собакой…
Возвращавшиеся в квадрат были молчаливы и «убиты» увиденным. Старшие «сборники» утверждали, что точно так, на таком же ЯК-50, точно в такой же ситуации погиб на сборах в Ессентуках Абсолютный чемпион мира 1966 года Владимир Давыдович Мартемьянов…
Потом комиссия нашла на лонжероне оторвавшейся консоли какое-то лишнее отверстие, а дальше — ссылка на усталость металла.
Оторвавшаяся консоль в воздухе ударила по фонарю, оглушив лётчика. От того и не прыгнул.

Виктор Самуилович Лецко

На VIII чемпионате мира в Киеве в 1976 г. в свои 24 года Виктор Лецко завоевал звание Абсолютного чемпиона мира, став самым молодым абсолютным чемпионом мира в истории проведения соревнований по высшему пилотажу. Сборная команда СССР на этом чемпионате впервые выступала на новом тогда ещё самолёте Як-50.
Виктор Лецко продолжал много тренироваться: конкуренция в мужской сборной СССР была традиционно сильна. Достаточно сказать, что налёт каждого спортсмена на пилотаж в то время в сборной команде составлял около 200 лётных часов в год. Надо было иметь хорошее здоровье и отличную физическую форму, чтобы «выжимать» из самолёта всё, на что он способен. Казалось, что Виктору удавалось всё: уже на следующий год, в 1977г во Франции, на I-м чемпионате Европы, он стал абсолютным чемпионом Европы. Это было уже признание мастерства лучшего среди равных. Он снова продолжил интенсивные тренировки теперь уже к следующему чемпионату мира. Постоянный поиск, совершенствование техники выполнения внезапно открывшегося ему нового метода выполнения штопорных бочек… спешил поделиться своей «находкой» с другими членами сборной… в программе соревнований в то время были разрешены «трёхкратные» штопорные бочки, а не «двукратные», как сейчас…
«Но было, когда металл уставал…» Виктор Лецко трагически погиб 13 августа 1978 г. во время тренировочного полёта на самолёте Як-50 на аэродроме «Борки».

ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ АВИАТОРАМ, ОТДАВШИМ СВОИ ЖИЗНИ ЗА ТОРЖЕСТВО СОВЕТСКОЙ АВИАЦИИ ВО ВСЕМ МИРЕ, ВНЁСШИХ В КОПИЛКУ НЕПРЕВЗОЙДЕННЫХ МИРОВЫХ РЕКОРДОВ СВОИ ЗАВОЕВАНИЯ И ПОБЕДЫ ВЫСШЕЙ ПРОБЫ!

Цикл будет продолжен.

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Return to Top ▲Return to Top ▲