Tweeter button Facebook button Youtube button

Дом Зои

8 октября 2011
Автор

print
Самара, улица Чкалова, дом Зои

Самара, улица Чкалова, дом Зои

Это довольно банально, когда приходится начинать рассказ с того, что незнакомка в черном поздним вечером вошла в таинственный дом. Увы и ах!  Было именно так. Но пусть вас успокоит хотя бы то, что за трое суток непрерывных наблюдений за домом и его обитателями, девушка в черном двадцать шесть раз входила в этот дом.

И не разу не выходила из него…

Сегодня мы продолжаем историю о доме Зои, начатую в одном из прошлых номеров.

Рассказывает руководитель темы «Отроковица», кандидат физмат наук Валерий Мешков — один из ветеранов лаборатории Германа ПОГРЕБЕЛЬНОГО.

 

ИЗ ИСТОРИИ ТАИНСТВЕННОГО ДОМА

Дому на Чкаловской в Самаре уже 120 лет. Известно, что некогда там была прачечная владельца зеркального цеха. До 1947 года в нем жил бывший священник из Днепропетровска, который изнасиловал одну из активных прихожанок Петропавловской церкви, а потом продал дом пивнице Клавдии Болонкиной и уехал на Дальний Восток.

В доме Болонкиной частенько устраивались пьянки. Особо праздновали возвращения из тюрьмы сына Болонкиной Вадима. Рецидивист-домушник возвращался оттуда часто. В очередной раз Вадик вернулся под новый 1956 год. Незамедлительно была организована вечеринка, на которую пришла и соседская девушка Зоя. Оставшись во время танцев без кавалера, она подхватила икону Николая-угодника и пустилась с ним танцевать.

Далее существуют две версии событий. По первой из них блеснула молния, ударил гром, поднялся ветер, девушка окаменела и приросла к полу вместе с иконой. Эта версия подробно излагается в газетах «Комсомольская Правда» и «Благовест». По второй — молодежь решила пошутить и выдумала эту историю. Однако никто не предполагал о последствиях.

Мария Даниловна Карнаухова — мать Зои — в тот вечер возвращалась с работы, и подходя к дому, увидела нескольких старух, которые и сообщили ей, что дочь окаменела и стоит сейчас в доме Болонкиной. Мария Даниловна, может быть даже и перепугалась бы, если бы тотчас не увидела Зою, идущую ей навстречу. Все посмеялись и разошлись.

На следующее утро Зоя и ее мать увидели из окна толпу, собравшуюся перед их окнами. Поняв, что люди собрались посмотреть окаменевшую отроковицу, они не стали противиться и по очереди изображали девушку с иконой, силуэт которой за шторами окон и мог наблюдать охочий до сенсаций люд. Когда же на Чкаловскую повалил народ со всего города, мать с дочерью испугались. Вместе с милиционером они впустили в дом нескольких человек из толпы, чтобы те убедились, что никаких чудес нет, а Зоя — вот она — жива и невредима.

Свидетели рассказали толпе все, что увидели, но были обвинены в продажности властям. Народ все прибывал. У дома дежурила конная милиция и скорая помощь. Спустя некоторое время в толпе узнали, что Зоя окаменела в доме Болонкиной, и стали ломиться туда. Оборотистая пивница и здесь не упустила своего: за то, чтобы взглянуть на место, где стояла Зоя, она брала по пять рублей с носа.

Люди, которым очень хочется верить в чудо, не устают передавать из уст в уста такой случай. Одна из женщин обратилась к проходящему мимо милиционеру с просьбой сказать действительно ли в доме стоит окаменевшая девушка с иконой? На что тот снял с головы фуражку и сказал: «Посмотри на мою голову — и все поймешь…» Голова этого достаточно молодого человека была абсолютно седа.

Во время сбора информации по теме «Отроковица» выяснилось, что если окаменевшую девушку не видел никто, то седого милиционера встречал почти каждый. И каждому тот показывал свою седину. Мы нашли этого человека. Это Зиновий Исаевич Григорьев (фамилия изменена по его просьбе). Вот его рассказ.

«Во время боев за Будапешт я был контужен и попал в плен. Там и поседел. Бежал. После коротких разборок с НКВД разжалован из капитанов в рядовые. Воевал в штрафбате. После войны восемь лет провел в лагерях. Потом полностью реабилитирован. Был даже восстановлен в звании и демобилизован из армии с правом ношения военной формы по приказу 100.

В чудеса я не верил, но очень хотелось посмотреть на окаменевшую девушку. А пробиться к дому было невозможно. Тогда я надел форму, нацепил единственную медаль и пошел наудачу. Авантюра удалась — я заходил и в дом Болонкиной, и к Карнауховым. Конечно, никакого чуда не увидел. Пробираясь оттуда через толпу, вспомнил, как бежал из плена. Тогда и подумалось, что вот это действительно было чудо. Стало обидно и за себя, и за одураченных людей.

А на углу Арцыбушевской и Полевой меня остановила женщина и спросила про окаменевшую девушку — правда ли это? Что я должен был ей сказать? Сказать правду жалко — столько надежды было в ее глазах. А врать не хотелось. Поэтому я просто снял фуражку и сказал ей: «Смотри и решай сама».

 

ТЕНЬ СТАРУХИ ПРАХОВОЙ

Герман уже рассказывал про событийные кольца, которые мы получаем по результатам обработки базы данных методами факторного анализа. Кольцо вокруг дома на Чкаловской — устойчивое. Оно когда становится больше, когда сужается. Сужение кольца пришлось на конец сентября того года. Только недавно мы узнали о том, что 30 сентября умерла хозяйка таинственного дома Наталья Михайловна Некрасова. В конце ноября событийное кольцо стало совсем узким — радиусом не более трехсот метров. Мы устроили дежурство в этом районе.

Ночью наблюдали две бандитские разборки со стрельбой. До утра по району рассекали машины милиции и патрульно-постовой службы. А вот в десять часов утра недалеко от перекрестка Арцыбушевской и Чкалова случилась страшная авария. С утра был гололед. Тяжело груженый КамАЗ резко тормознул, его занесло на встречную полосу и кабина ударилась о дерево. Водитель оказался зажат арматурой кабины. С переломанными ногами он сидел и молил людей о помощи. В суматохе не все заметили, как он отгонял бранью старуху с тяжелым взглядом. «Пусть уйдет отсюда!» «Ты чего пришла, хочешь еще что-нибудь устроить?»

На эти слова никто не обращал внимания. Вдруг, ни с того, ни с сего, рухнуло огромное дерево, в которое и въехал КамАЗ. Толпа едва успела отхлынуть, а машину милиции и оператора телевидения вытаскивали из-под ветвей. Скрипя зубами от боли, шофер КамАЗа прямо взмолился: «Уходи, Зинаида! Люди, прогоните ее!» Бабка быстро пошла в сторону Чкаловской.

В это время приехала машина скорой помощи. На стенания водителя никто не обратил внимания. Мало ли что человек скажет в таком состоянии. На всякий случай я послал Сашу Зарецкого посмотреть куда пойдет старуха. Вернувшись, он сказал, что бабка вошла во двор дома 84 по Чкаловской. Тогда еще мы ничего не ведали об истории этого дома.

 

НЕЗНАКОМКА В ЧЕРНОМ

Только после публикаций статей о доме Зои в «Благовесте» и «Комсомольской Правде», мы поняли, что центр кольца приходится как раз на этот дом. С 18 августа за домом установлено постоянное наблюдение, которое дало потрясающие результаты.

С крыши ломбарда на Арцыбушевской и двор, и улица вблизи дома видны, как на ладони. Группа Зарецкого не могла не обратить внимание на симпатичную девушку в черном платье, сквозь которое интимно просвечивались трусики. Особо за незнакомкой в черном стали следить тогда, когда она в течение 5 минут три раза входила с улицы во двор и скрывалась в доме. При этом она ни разу из дома не вышла.

Зарецкий установил наблюдателей так, чтобы дом просматривался полностью. За трое суток девушка в черном 26 раз зашла в дом и ни разу из него не вышла. Запертую дверь она открывала запросто — без ключей. Почти всегда дело происходило днем, когда хозяина дома не было. Девушка-соседка уверяла нас, что в доме пусто, но у нее есть ключи, и если мы хотим удостовериться, что в доме никого нет — пожалуйста. Удостоверились дважды. Никого.

Все наблюдатели отметили и еще одну особенность девушки в черном. Многие из них видели ее лицо, но ни один не смог его описать по памяти. То же относится и к ногам: никто так и не заметил во что девушка обута.

Пришлось прибегнуть к фотографированию «объекта». Новые неприятности: заедает и рвется пленка, сама собой открывается задняя стенка фотоаппарата, и кадры засвечиваются. А на одной из пленок после проявки получился всего один кадр со смутным изображением какого-то святого. Судя по положению правой руки и книги в левой, это похоже на лик Николая Мирликийского.

За дело взялся профессиональный фотограф Владимир Шубин. Он не скрывался в засаде, а просто сел на бревно в глубине двора и стал ждать ту самую девушку в черном. Вот его впечатления. «Сижу, курю. Вдруг прямо у меня под ногами завыла собака. Но никакой собаки рядом не было. А вой продолжается. Через минуту появилась эта девушка. Я был готов к съемке. Когда она поравнялась с углом дома, щелкнул затвором. В видоискатель я заметил, как она улыбнулась мне и даже сделала ручкой. А когда проявил пленку — вот что получилось.»

Что получилось — вы можете наблюдать на снимке. Как раз то место, где должна была бы быть девушка, заслоняет силуэт воющей собаки. Откуда взялась собака — никто не знает. На следующий день Шубин повторил попытку съемки. Собака уже не выла, девушка снова улыбнулась и вошла в дом. А после проявления пленки Володя Шубин сказал: «Идите вы к черту! Я не хочу больше участвовать в этом деле». Мы его прекрасно поняли, когда напечатали фотографию. Это был ночной кадр, снятый со вспышкой, а вместо девушки около угла дома стоял его нынешний хозяин.

 

МОЛОДОЙ ХОЗЯИН

Мы решили познакомиться с хозяином дома. Диме Чегеневу 18 лет. Живет в этом доме, сколько себя помнит. Никаких чудес не замечал. Паломники и журналисты приходят довольно часто. По преданию, окаменевшую отроковицу Зою вырубали из пола вместе с досками. Дима утверждает, что никаких следов на полу нет, хотя палас в этой комнате прибит к полу гвоздями. Об истории дома и событиях 1956 года особых подробностей не знает, как, впрочем, не знают их и жители близлежащих домов. Дима надеется только на одно чудо — получение новой благоустроенной квартиры. После смерти матери вот уже почти год он живет в доме Зои один. Хороший, улыбчивый парень.

Было уже около 12 часов ночи. Дима поздно вернулся с работы. Сфотографироваться? Ради бога! Сколько угодно. Где? Пожалуйста, у двери. Рядом с домом? Нет проблем. Дима подошел к углу и оперся рукой о стену. А когда щелкнул затвор фотоаппарата и блеснула вспышка, я понял, что этот снимок мы уже отпечатали три дня назад. На всякий случай я сделал еще два кадра. Надо ли говорить, что фотографии не просто не получились, эти три кадра начисто отсутствовали.

Как правило, люди ждут от нас каких-то материалистических объяснений происходящего. Сам я материалист и рад бы подвести под эти события хоть какую-то базу. Пока ничего не получается. Общая тенденция событий, происходящих вокруг дома Зои, говорит о том, что в ближайшие недели или месяцы должно случиться нечто важное.

Теперь уже совершенно очевидно, что стояние Зои 1956 года — только фрагмент из цепочки, которая тянется от художника Константина Головкина через его картину «Рыбачок» к старухе Зинаиде Праховой, а от нее и к атлантам дома Шихобаловых, и к хлебным ходам фон Вакано, и к нашей незнакомке в черном. А представляете сколько звеньев этой цепочки мы потеряли в советское время, когда если что и происходило, предавалось забвению.

Вообще говоря, даже если вся эта история была бы только легендой, то это была бы очень красивая легенда, достойная такого самобытного и во многом таинственного города, как Самара.

Записал и пересказал Виктор ПЕТРОВ.

 

 

 

Print Friendly, PDF & Email

Tags: , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Return to Top ▲Return to Top ▲